С разным уровнем субъективного контроля. Методика исследования уровня субъективного контроля. Описание оцененных шкал
Past Simple
(простое прошедшее время)
- одно из самых распространенных времен в английском языке. С помощью Past Simple
мы можем передать события, происходившие в прошлом, а в некоторых случаях и события в настоящем. Поэтому на любом уровне владения английским языком вы узнаете что-то новое о Past Simple
.
Как образуется Past Simple
Утверждение
Для того чтобы образовать Past Simple
, мы добавляем к глаголу окончание -ed
, если глагол правильный (work
- worked
, learn
- learned
, ask
- asked
). Если глагол неправильный, то мы ищем форму для Past Simple
во второй колонке таблицы неправильных глаголов
. Скорее всего, на первых порах вам будет трудно сразу определить, какой перед вами глагол. Неправильный глагол вы найдете в таблице. Если же его там нет, он правильный.
Отрицание
В отрицательном предложении в Past Simple
появляется вспомогательный глагол did
(вторая форма неправильного глагола do
) и частица not
. В английском предложении только один глагол может быть в прошедшем времени, поэтому, как только появляется did
, основной глагол принимает форму инфинитива без частички to
(go
, look
, feel
).
В разговорной речи did
и not
объединяются, образуя сокращенную форму didn’t
:
- He didn’t tell .
- We didn’t discuss .
Чтобы задать вопрос в Past Simple , мы ставим на первое место did , после него подлежащее, потом основной глагол. Глагол to be в Past Simple
Как вы уже знаете, to be - это неправильный глагол, поэтому форму прошедшего времени надо запомнить. Но в прошедшем времени у него не одна форма, как у всех остальных глаголов, а две: was (для существительных и местоимений в единственном числе) и were (для существительных и местоимений во множественном числе). В отрицании was (were ) объединяется с not и образует сокращенную форму:
- I wasn’t at work .
- They weren’t happy .
Сразу обратим внимание на то, что основные функции Past Simple и Present Simple совпадают. Нам необходимо только перенести действие из настоящего времени в прошлое.
- Past Simple показывает факт в прошлом или единичное действие, которое закончилось в прошлом.
I saw him yesterday . - Я видел его вчера . (единичное действие в прошлом, вчера уже закончилось)
The Titanic sank in 1912 . - Титаник затонул в 1912 году . (факт)
He went to Italy last month . - Он ездил в Италию в прошлом месяце . (единичное действие в прошлом)
Слова, указывающие на время действия, могут не использоваться в этой функции.
She spoke to him in a low voice. - Она тихо говорила с ним. (единичное действие в прошлом)
Aivazovsky painted “the Ninth Wave”. - Айвазовский написал картину «Девятый вал». (факт)
- Также Past Simple используется для того, чтобы описать состояние в прошлом.
That museum had a great collection of paintings. - В том музее была огромная коллекция картин. (сейчас в музее нет огромной коллекции)
- Мы употребляем Past Simple , чтобы рассказать о старых привычках и повторяющихся действиях. Эти действия неоднократно происходили в прошлом, но сейчас уже не совершаются. В таких предложениях могут стоять наречия often (часто), sometimes (иногда), always (всегда) и т. д.
He always bought newspapers on Sunday. - Он всегда покупал газеты по воскресеньям. (сейчас он не делает этого)
- Мы также можем использовать конструкцию used to, если говорим о старых привычках.
- Мы используем Past Simple , когда рассказываем историю или перечисляем несколько событий, которые происходили одно за другим в прошлом.
He entered the café, he ordered a cup of tea and a piece of cake. - Он вошел в кафе, заказал чашку чая и кусок пирога.
Где еще встречается Past Simple?
- Мы используем Past Simple , чтобы рассказать детали какой-то новости или какого-то события, произошедшего в нашей жизни. Саму новость мы сообщаем во времени Present Perfect . Мы можем использовать и другие прошедшие времена, чтобы рассказать детали, но Past Simple употребляется в этих случаях чаще других.
I’ve got this job. It was a hard and exhausting interview, but it turned out that I was a perfect applicant. - Я получил эту работу. Это было тяжелое, изнуряющее собеседование, но оказалось , что я идеальный кандидат.
- Past Simple употребляется в придаточных времени после союзов after (после того как), before (до того как), when (когда), until (пока не), as soon as (как только). В таком предложении Past Simple показывает законченное действие в прошлом.
He was astonished when I told him the news. - Он был поражен, когда я сообщил ему эту новость.
Название: методика диагностики уровня субъективного контроля (УСК).
Контингент испытуемых: подростки и взрослые.
Цель исследования: изучение уровня субъективного контроля.
Материал и оборудование: текст методики, бланк ответов.
Процедура исследования: в основу определения уровня субъективного контроля личности положены 2 предпосылки:
Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу.
Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности в случае неудач и в сфере достижений, причем это в равной степени касается различных областей социальной жизни.
Методика УСК включает в себя следующие диагностические показатели илишкалы:
1. И о - шкала общей интернальности.
2. И д - шкала интернальности в области достижений.
3. И н - шкала интернальности в области неудач.
4. И с - шкала интернальности в семейных отношениях.
5. И п - шкала интернальности в производственных отношениях.
6. И м - шкала интернальности в области межличностных отношений.
7. И з - шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
В ходе проведения методики УСК испытуемому предлагается 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Ему необходимо оценить степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 7-балльной шкале :
Полное Полное несогласие -3 -2 -1 0 1 2 3 согласие
Другими словами, испытуемому необходимо обвести против каждого утверждения один из 7 предложенных баллов с соответствующим знаком «+» (согласие), «-» (несогласие) или 0 (не знаю).
Обработка и интерпретация результатов: обработка результатов данной методики включает три этапа.
ЭТАП 1
Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по 7-ми шкалам (И о, И д, И н, И с, И п, И м, И з) осуществляется с помощью ключа. Необходимо посчитать сумму Ваших баллов (с учетом знака) по каждой из 7-ми шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+» берутся со знаком Вашего балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак Вашего балла на обратный.
Ключ к методике уск
И о |
И д |
И н |
И с |
И п |
И м |
И з |
||||||||
Итак, в итоге Вы получили 7 сумм баллов.
ЭТАП 2
Затем осуществляется перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки). Стены представлены в 10-ти балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Таблица для перевода «сырых» баллов в стены
И о |
И д |
И н |
И с |
||||||||
И п |
И м |
И з |
||||||
ЭТАП 3
Построение «профиля УСК» по 7-ми шкалам. Отложите свои 7 результатов (стенов) на семи десятибалльных шкалах и отметьте так же норму, соответствующую 5,5 стенов.
При отборе претендентов на руководящие должности, формировании команд часто возникает потребность определить, насколько человек ответственен, выяснить, насколько он «владеет собой» в различных профессионально значимых ситуациях, оценить степень его активности и эмоциональной зрелости.
Уровень субъективного контроля является обобщенной характеристикой личности, которая проявляется схожим образом в различных ситуациях. Психологи полагают, что уровень субъективного контроля связан с ощущением человеком ответственности за происходящее «здесь и теперь», а также за отдаленные последствия, т. е. с социальной зрелостью и самостоятельностью личности. Впервые методики диагностики такой характеристики личности были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известная среди них - шкала локус контроля (locus of control scale ), разработанная Дж. Роттером (J. B. Rotter ). Эта шкала основана на положении о том, что все люди делятся на два типа - интерналов и экстерналов - в зависимости от того, как они оценивают, что является причиной различных событий в их жизни и кто несет за них ответственность. Каждого человека можно оценить по шкале «интернальность-экстернальность» . Интерналы имеют внутренний локус контроля, экстерналы - внешний. Различия между двумя типами локализации контроля могут оказаться существенными с точки зрения успешности профессиональной деятельности (интернальный локус контроля значимо коррелирует с индексом профессионального успеха).
Люди интернального типа оценивают все происходящие с ними значимые события как результат их собственной деятельности. Они продуктивнее трудятся в одиночестве, более активны в поиске информации. Кроме того, интернальные личности лучше справляются с работой, требующей проявления инициативы. Они более решительны, уверены в себе, принципиальны в межличностных отношениях, не боятся рисковать. Исследования показывают, что интернальные руководители способны успешно осуществлять директивное руководство.
Экстернальная личность, наоборот, интерпретирует все происходящие в ее жизни события как зависящие не от нее, а от каких-то внешних сил (Бога, других людей, судьбы и т. д.). Поскольку экстерналы не чувствуют себя способными как-либо влиять на свою жизнь, контролировать развитие событий, они снимают с себя всякую ответственность за все, происходящее с ними. Вместе с тем, они характеризуются большей конформностью, более уступчивы и чувствительны к мнению и оценкам других. В целом, экстернальные личности оказываются хорошими исполнителями, эффективно работающими под контролем других людей.
В отечественной практике используется методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) , созданная Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом в Ленинградском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева на основе шкалы Дж. Роттера. Авторы данной методики исходят из того, что направленность субъективного контроля у одного и того же человека может иметь вариации в различных жизненных сферах. Поэтому УСК включает ряд шкал, измеряющих не просто интернальность-экстернальность, но и проявления этой характеристики в таких областях, как отношение к достижениям, неудачам, к здоровью и болезни, а также в сфере семейных, производственных и межличностных отношений.
Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформировавшийся у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.
ОПРОСНИК
для исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен
Старайтесь использовать весь диапазон оценок.
Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ |
Утверждение |
Оценка |
|||||
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий | |||||||
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу | |||||||
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | |||||||
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | |||||||
Осуществление моих желаний часто зависит от везения | |||||||
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей | |||||||
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов | |||||||
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | |||||||
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность | |||||||
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий | |||||||
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их |
|||||||
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий | |||||||
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства | |||||||
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут | |||||||
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими | |||||||
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | |||||||
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни | |||||||
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства | |||||||
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | |||||||
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной | |||||||
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств | |||||||
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать | |||||||
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | |||||||
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле | |||||||
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают | |||||||
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | |||||||
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого | |||||||
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными | |||||||
То, что со мной случается, - дело моих рук | |||||||
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | |||||||
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий | |||||||
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу | |||||||
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам | |||||||
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать | |||||||
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой | |||||||
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | |||||||
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи | |||||||
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим | |||||||
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу |
|||||||
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания | |||||||
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | |||||||
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя | |||||||
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей | |||||||
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Обработка результатов
Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.
Ключи к шкалам
1. Шкала общей интернальности (И о)
2. Шкала интернальности в области достижений (И д)
3. Шкала интернальности в области неудач (И н)
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (И п)
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з)
В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Нажмите на изображение для увеличения
Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.
Пример графика УСК
Пример профиля УСК
Интерпретация полученных результатов
В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Шкала общей интернальности (И о). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Шкала интернальности в области достижений (И д). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (И н). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в области семейных отношений (И с). Высокий показатель И с означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель И с указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.
Шкала интернальности в области производственных отношений (И п). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (И м). Высокий показатель И м свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (И з). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.
Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (И п). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.
Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
Статья предоставлена нашему порталу
редакцией журнала
Когда понадобится: позволяет оценить, как относится оцениваемый к происходящим в его жизни событиям, считает ли он их подконтрольными либо думает, что он не властен над ними.
Опросник исследования уровня субъективного контроля (УСК)
Инструкция: Вам предлагается 44 утверждения, которые описывают различные способы интерпретации человеком наиболее часто встречающихся социальных ситуаций. Внимательно прочитайте каждое утверждение, оцените степень своего согласия или несогласия и проставьте в бланке для ответов цифру, соответствующую вашему выбору:
3 - полностью согласен
+2 - согласен
+1 - скорее согласен, чем не согласен
–1 - скорее не согласен, чем согласен
–2 - не согласен
–3 - полностью не согласен
Старайтесь использовать весь диапазон оценок.
Бланк для ответов
_______________________________________________
Фамилия, имя, отчество
№ |
Утверждение |
Оценка |
|||||
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий | |||||||
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу | |||||||
Болезнь - дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | |||||||
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | |||||||
Осуществление моих желаний часто зависит от везения | |||||||
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей | |||||||
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов | |||||||
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | |||||||
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность | |||||||
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий | |||||||
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их |
|||||||
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий | |||||||
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства | |||||||
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут | |||||||
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими | |||||||
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | |||||||
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни | |||||||
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства | |||||||
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | |||||||
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной | |||||||
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств | |||||||
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать | |||||||
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | |||||||
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле | |||||||
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают | |||||||
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | |||||||
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого | |||||||
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными | |||||||
То, что со мной случается, - дело моих рук | |||||||
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | |||||||
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий | |||||||
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу | |||||||
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам | |||||||
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать | |||||||
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой | |||||||
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | |||||||
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи | |||||||
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим | |||||||
Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу |
|||||||
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания | |||||||
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | |||||||
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя | |||||||
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей | |||||||
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Обработка результатов
Обработка результатов тестирования проводится в несколько этапов. Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. Сначала с помощью ключей производится подсчет баллов по каждой шкале (простым суммированием). При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» - с обратным знаком.
Ключи к шкалам
1. Шкала общей интернальности (Ио)
2. Шкала интернальности в области достижений (Ид)
3. Шкала интернальности в области неудач (Ин)
5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип)
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из)
В результате подсчета баллов по каждой из шкал получаются так называемые «сырые» баллы, которые необходимо перевести в стандартные оценки (стены). Для этого пользуются специальной таблицей.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Нажмите на изображение для увеличения
Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Выраженные в стенах результаты сопоставляются с нормой (5,5 стенов). Показатель выше 5,5 стенов свидетельствует об интернальном типе контроля в данной области, ниже 5,5 - об экстернальном.
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.
Пример графика УСК
Пример профиля УСК
Интерпретация полученных результатов
В психологическом отношении человек с высоким показателем субъективного контроля обладает эмоциональной стабильностью, упорством, решительностью, общительностью, высоким самоконтролем и сдержанностью. Человек с низким субъективным контролем эмоционально неустойчив, склонен к неформальному поведению, малообщителен, у него плохой самоконтроль и высокая напряженность.
Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни - результат их собственных действий, что они могут ими управлять. Они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Испытуемые с низким уровнем субъективного контроля не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни. Они не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий является результатом случая или действий других людей.
Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом добиваться своего в будущем. Низкий показатель по шкале свидетельствует о том, что человек приписывает свои успехи и достижения обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале отражает развитое чувство субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкий показатель свидетельствует о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.
Шкала интернальности в области семейных отношений (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий показатель Ис указывает на то, что субъект считает своих партнеров ответственными за возникающие в его семье ситуации.
Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокий показатель по этой шкале говорит о том, что в организации своей производственной деятельности человек полагается в основном на себя. Он считает, что может влиять на свои отношения с коллегами, управлять ими и нести за них ответственность; думает, что его профессиональная карьера, продвижение по службе зависят в большей степени от него самого, чем от других людей или от внешних сил. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек имеет склонность не брать на себя ответственность за свои профессиональные успехи и неудачи. Такой человек считает, что не он сам, а кто-то другой - начальство, коллеги, везение и др. - определяют все, что с ним происходит в этой области.
Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий показатель , напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокий показатель свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем по этой шкале считает болезнь результатом случая и надеется, что выздоровление придет в результате действий других, прежде всего - врачей.
Для профессиональной диагностики наиболее информативными являются результаты по шкале интернальности в производственных отношениях (Ип). Результаты по другим шкалам дают возможность построить многомерный профиль. Поскольку большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций, то и особенности субъективного контроля также могут изменяться у человека в зависимости от того, представляется ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д.
Уровень субъективного контроля повышается в результате проведения психологической коррекции. При этом следует помнить, что интерналы предпочитают недирективные методы психологической коррекции; а экстерналы как личности с повышенной тревожностью, подверженные депрессиям, субъективно более удовлетворены поведенческими методами.
- Психология: личность и бизнес
Ключевые слова:
1 -1
Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.
Интернальный тип . Человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.
Экстернальный тип . Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.
Опросник адаптирован Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, А.М. Эткиндом.
Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.
Инструкция : Вам будет предложено 44 утверждения, касающихся различных сторон жизни и отношения к ним. Оцените, пожалуйста, степень своего согласия или несогласия с приведенными утверждениями по 6-балльной шкале: – 3–2 -1 + 1 + 2 + 3, от полного несогласия (-3) до полного согласия (+3).
Другими словами, поставьте против каждого утверждения балл от единицы до тройки с соответствующим знаком «+» (согласие) или «-» (несогласие).
Вопросы:
- Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
- Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
- Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
- Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
- Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
- Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
- Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
- Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
- Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда руководитель полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
- Мои отметки в школе, в институте часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения преподавателя) больше, чем от моих собственных усилий.
- Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогу осуществить их.
- То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
- Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.
- Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь все равно не смогут.
- То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
- Люди вырастают такими, какими их воспитывают родители.
- Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
- Я не стараюсь планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
- Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и уровня подготовленности.
- В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
- Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
- Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
- Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.
- Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
- В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
- Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся обстоятельствах.
- Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.
- На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по его воспитанию часто оказываются бесполезными.
- То, что со мною случается, это дело моих собственных рук.
- Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
- Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
- Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что хочу.
- В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виновны другие люди, чем я сам.
- Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.
- В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.
- Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
- Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.
- Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
- Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.
- К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
- В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.
- Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.
- Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
- Большинство моих неудач произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.
Обработка результатов
Обработка результатов теста включает несколько этапов.
1-й этап. Подсчет «сырых» (предварительных) баллов по шкалам.
Показатели (шкалы):
1. ИО – шкала общей интернальности;
2. ИД – шкала интернальности в области достижений;
3. ИН – шкала интернальности в области неудач;
4. ИС – шкала интернальности в семейных отношениях;
5. ИП – шкала интернальности в производственных отношениях;
6. ИМ – шкала интернальности в области межличностных отношений;
7. ИЗ – шкала интернальности в отношении здоровья и болезни.
Подсчитайте сумму баллов по каждой из семи шкал, при этом вопросы, указанные в столбце «+», берутся с тем же знаком балла, а вопросы, указанные в столбце «-», изменяют знак балла на обратный.
В приведенной ниже таблице указаны номера утверждений, относящихся к соответствующим шкалам.
2-й этап. Перевод «сырых» баллов в стены (стандартные оценки) производится в соответствии с приведенной ниже таблицей. Стены представлены в 10-балльной шкале и дают возможность сравнивать результаты различных исследований.
Проанализируйте количественно и качественно показатели УСК по семи шкалам, сравнивая результаты (полученный «профиль») с нормой. Нормальным считается значение стена, равное 5. Отклонение вправо (6 и более стенов) свидетельствует об интернальном типе уровня субъективного контроля в соответствующих ситуациях, отклонение влево (4 и менее стенов) свидетельствует об экстернальном типе.
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля:
Пример графика
Пример профиля
Описание оцененных шкал
1. Шкала общей интернальности – ИО . Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни является результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале ИО соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают себя способными контролировать эту связь и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действий других людей.
2. Шкала интернальности в области достижений – ИД. Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем. Низкие показатели по шкале ИД свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
3. Шкала интернальности в области неудач – ИН. Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Низкие показатели ИН свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать эти события результатом невезения.
4. Шкала интернальности в семейных отношениях – ИС. Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. Низкий ИС указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
5. Шкала интернальности в области производственных отношений – ИП. Высокий ИП свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий ИП указывает на то, что человек склонен придавать большее значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
6. Шкала интернальности в области межличностных отношений – ИМ. Высокий показатель ИМ свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои формальные и неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий ИМ, напротив, указывает на то, что человек не может активно формировать свой круг общения и склонен считать свои межличностные отношения результатом активности партнеров.
7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни – ИЗ. Высокие показатели ИЗ свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким ИЗ считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким УСК характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.