Водные пути сообщения россии

Самые популярные маршруты речных круизов из Москвы.

Круизы от 6 дней:

Круизы до 3 дней

Как известно, Москва это порт пяти морей. Водными каналами, реками и озёрами из столицы можно дойти на теплоходе до Балтийского, Белого, Азовского, Чёрного и Каспийского морей. В период речной навигации круизы из Москвы выполняют более 50 пассажирских теплоходов. Главный пункт прибытия и отправления круизных теплоходов – Московский северный речной вокзал (МСРВ). От его причалов суда отправляются по каналу им. Москвы к реке Волге. Второй порт столицы называется Московский южный речной вокзал (МЮРВ). Отсюда теплоходы уходят в сторону реки Оки и далее на Волгу.


Маршруты речных круизов из Москвы охватывают более 150 портов и причалов в больших и малых городах, посёлках, на островах озёр и рек. Душевное умиротворение и восхищение древнерусским искусством вызывает посещение знаменитых Толгского, Ипатьевского и Макарьевского православных монастырей, Скитов острова Валаам и шедевров деревянного зодчества на Кижах. Неизменно удивляет туристов Соловетский монастырь прозванный в народе "Восьмым чудом света".

Смена ландшафтов на берегах Волги, Оки, Камы, Свири - от хвойных лесов до полупустынь и пустынь - делает путешествие очень разнообразным в природном отношении. Во время путешествия туристы смогут воочию убедиться в тех больших изменениях, которые произошли в последние годы во внешнем облике и экономике страны.

Каждая стоянка теплохода включает в себя пешеходные и автобусные экскурсии, на которых туристы знакомятся с главными достопримечательностями местности, историей и бытом населения.

Активному отдыху способствуют «зеленые стоянки» в самых живописных местах. Здесь можно искупаться, побродить по лесу, принять участие в спортивных играх и эстафетах, отведать ароматной ушицы и шашлычка.

Для приятного времяпрепровождения на теплоходах туристам предлагаются дискотеки, концертные программы, интересные беседы, тематические вечера и многое другое.

Это искусственные водные пути в России и за Рубежом

  • Волго-Балтийский канал
  • Канал имени Москвы
  • Волго-Донской канал
  • Беломоро-Балтийский канал
  • Северо-Двинская система

Россия имеет густую речную сеть. Для судоходства используется 146 тыс. км водных путей (СССР). Несмотря на недостатки речного транспорта по сравнению с сухопутным, в некоторых районах он играет решающую роль. Преимущества речного транспорта особенно заметны в тех районах, где протекают многоводные реки, а создание сухопутного транспорта требует больших капиталовложений.

Современные речные суда имеют большую грузоподъемность и потребляют в 6 раз меньше энергии на единицу перевозимого груза по сравнению с железной дорогой. Поэтому по рекам выгодна перевозка объемных и массовых грузов, не требующих быстрой доставки: леса, нефти, хлеба, строительных материалов. Речные пути России, в связи с меридиональным направлением течения большинства рек, служат для сообщения между северными и южными районами: с севера идет лес, а с юга - хлеб.

Судоходные речные пути относятся к разным бассейнам. Основной среди них - Волго-Камский бассейн, к которому тяготеет экономически развитая часть страны. Он является стержнем Единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система обеспечивает плавание крупнотоннажных судов с осадкой 3,5 м. В систему входят:

Волга

Волга (древнее — Ра, в средние века — Итиль), крупнейшая река в Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г. Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков, наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнейшие ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями — Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им. Москвы. В бассейне Волги расположены заповедники: Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется поиск научно обоснованных путей восстановления природных комплексов Волги.

Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и вливает её в Каспий. По длине - 3688 км - Волга занимает первое место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во внутренние водоемы.

Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала, дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы. Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица, Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженец, Сура, Ветлуга, Свияга, Кама.

Кама - одна из важнейших речных магистралей нашей страны; её длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись почти на 1500 км.

В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска, Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.

Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки археологов доказывают это.

Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее древним именем Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том, как славяне-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на восток, в сказочный Багдад.

И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города, распахивались пашни, осваивались лесные дебри.

Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы Каспия, в страны Средней Азии. Невиданные никогда ранее караваны из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем сообщения Руси с Востоком.

Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда. Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки, тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е. Репин.

В Волжском бассейне насчитывали в ХХ веке до 600 тысяч бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки были не только в истории России. Труд людей для передвижения судов на бечеве применялся во всех государствах Европы.

Первый в Волжском бассейне пароход построили в 1816 году мастера Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу. Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после отмены в России крепостного права.

На Волге впервые в мире широко применили перевозку нефти наливом. До этого нефть перевозили в деревянных и металлических бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и дорого и неудобно. Вслед за нефтеналивными парусниками волгари соорудили первые в мире железные нефтеналивные баржи «Елена» и «Елизавета». Способ перевозки нефти наливом, получивший во многих странах название «русского способа», распространился на всех морях и океанах земного шара.

Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного пассажирского судна, который без существенных изменений сохранился до настоящего времени.

Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом судоходстве. На построенном Сормовским заводом нефтеналивном судне «Вандал» были установлены двигатели внутреннего сгорания, работавшие на нефти вместо керосина. В 1903 г это судно - первый в мире теплоход вышло в рейс.

На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход, значительно усовершенствованный по сравнению с «Вандалом». Затем по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль», пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконец, знаменитый винтовой теплоход «Бородино».

Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и Ярославля можно было найти броды. Близ некоторых волжских перекатов в межень (средний уровень воды после половодья) скапливалось иногда по несколько десятков судов.

Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на ней и специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под непомерной тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани.

Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва связал её со столицей.

Разработанный по указанию партии и правительства план дальнейших работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее использование. Проблема решалась комплексно, таким образом, чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и развивались транспортные связи Волги с морями и основными речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный ГЭС давали народному хозяйству дешевую энергию, а волжская вода использовалась для орошения и обводнения земель.

Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский, Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский, Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также строительство гидроузлов на Волжских притоках - Каме, Оке, Ветлуге, Суре.

За два десятилетия было завершено соединение бассейна Волги со всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство глубоководного Волго-Балтийкого канала.

Кама

Кто не видел тамошних лесов, не любовался Камой и Чусовой, не дышал тем воздухом, каким летом пьянят тамошние озера, тот не знает красот природы" - писал о Прикамье певец Урала, Д.Н. Мамин - Сибиряк. Вспоминаются полотна Шишкина, Максимова, картина Мешкова "Простроры Камы", где над отливающей сталью водой плывут лиловые туманы, а по береговым крутоярам поднялись могучие ели...

Кама - пятая по протяженности река Европейского материка: длиннее её лишь Волга, Дунай, Урал и Днепр. Кама описывает гигантскую дугу в две с лишним тысячи километров. От Казани до удмуртской деревни Карпушата, где на пологих склонах "Агеевского Лога из ключей рождаются первые струи Камы, всего четыреста километров.

Почти там же начинается и приток Камы - Вятка. Сначала Вятка и Кама текут параллельно - на север, потом расходятся, и прежде чем соединить свой воды, разделенные у истоков неширокой лесистой грядой, пробегают огромный путь. В верховьях русло неустойчиво и извилисто, ниже устья Вишеры - многоводная река. Сток Камы на значительном протяжении зарегулирован плотинами Камской, Воткинской и Нижнекамской ГЭС, выше которых созданы водохранилища. При впадении в Волгу находится Волжско-Камский заповедник. Основные города: Соликамск, Березники, Пермь, Красноармейск, Сарапул, Набережные Челны, Чистополь.

Общая длина Камы - 2030 км. Она собирает воду с просторов бассейна, по площади 522 тыс. кв. км - немногим уступающего Франции. Он изобилует хранящими влагу лесами и болотами, горными ключами и реками. Более двухсот значительных притоков принимает Кама и по многоводности ей впору тягаться с Волгой; вот самые крупные из них: Вишера, Чусовая, Белая, Вятка.

Разнообразна природа Камского бассейна. Здесь и склоны Уральского хребта, и древние плоскогорья, и низменные равнины. Хвойные леса, схожие с сибирской тайгой, обступают берега Камы в верховьях; в нижнем течении в её водах отражаются дубовые рощи и пышная зелень липы.

С древнейших времен Кама была главным путем торговли для народов, населявших её берега. Уже в 11 в здесь появлялись русские челны. По Каме и её притоку Чусовой прошла в Сибирь дружина Ермака, показав дорогу многим отважным землепроходцам - и с той поры могучая река связала Московскую Русь с Сибирью.

Несметны богатства бассейна Прикамья. На Урале обнаружено свыше 12 тысяч месторождений полезных ископаемых и немалая их доля приходится на бассейн Камы. В бассейне реки леса составляют порядка 14 млн. га. Больше всего здесь ели, лиственницы, пихты, сосны.

Индустрия Прикамья представлена черной и цветной металлургией, нефтеобрабатывающей и угольной промышленностью, машиностроительными, металлообрабатывающими, химическими предприятиями.

Ока

У Нижнего Новгорода в Волгу впадает Ока, второй по величине ее приток. Ока берет начало в Среднерусской возвышенности, в четырех километрах от поселка Малоархангельск. Длина реки от истока до Нижнего Новгорода - 1478 км.

По гидрологическим данным и по характеру пути Ока разделяется на три участка: верхний средний и нижний. Верхняя Ока - от города Алексина до Щурово. Средняя Ока - от Щурово (устье реки Москвы) до устья реки Мокши. Она резко отличается от верхнего участка - уменьшаются уклоны, река становится более многоводной. Преобладающее направление - юго-восточное. На протяжении 100 км участок реки Щурово - Кузьминск - шлюзовой. Здесь в 1913-194 годах построены два гидроузла - Белоомутский (в 63 км от Коломны) и Кузьминский - (в 43 км от Белоомута). Нижняя Ока - от устья реки Мокши до Нижнего Новгорода. Долина нижней Оки характерна частыми сужениями и расширениями русла от одного до двух километров.

Правый берег от Павлова до Горького - высокий, левый берег от Мурома до Нижнего Новгорода - низкий. По уклонам Ока приближается к среднему и даже нижнему течению Волги.

Климат бассейна реки - умеренно-континентальный, однообразный, на всем протяжении. В летнее время преобладают ветры западного направления.

По берегам Оки с одной стороны - обрывы, с другой - необъятные просторы заливных лугов. Ближе к впадению в Волгу, около Нижнего Новгорода, Ока становится полноводней, на берегах её темнеют хвойные леса и перелески.

Основные притоки: Угра, Москва, Клязьма, Мокша. Половодье с апреля по май в верховьях, и до начала июня - в низовья; осенью дождевые паводки. Ледостав в верховьях - с начала января до конца марта - апреля; в низовьях - с декабря до начала мая. На левом берегу в среднем течении - Приокский заповедник. Река судоходна от города Чекалин, регулярное судоходство - от города Серпухов. Транзитное судоходство - от устья реки Москвы до впадения в Волгу. На Оке города: Орёл, Калуга, Серпухов, Кашира, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск, Нижний Новгород.

Дон

Дон начинается на Среднерусской возвышенности. Когда-то он брал свое начало в Иван-озере. Позже Иван-озеро стало давать воду истокам Дона лишь ранней весной в многоводные годы. В обычные годы верховья питала главным образом речка Урванка. Её и стали считать истоком Дона. Но в настоящее время Иван-озера вообще не существует. На его месте разлилось Шатское водохранилище, созданное возле города Сталиногорска.

Длина Дона - около 1970 км. Бассейн его превышает 440 тыс. кв. км. Летом Дон был вполне судоходным лишь в низовьях. Происходило это потому, что у реки на редкость непостоянный характер. Весной многоводного года Дон несет в 170 раз больше воды, чем летом засушливого года.

Вешняя вода скатывается по реке двумя волнами: Сначала она идет из южных притоков, где весна наступает раньше, а потом её посылают и северные. Иногда обе волны паводка проходили одновременно, и тогда Дон разливался особенно сильно.

Но вот проносились по Дону вешние воды, отданные Дону тысячами мелких ручьев и речек его бассейна, подсыхала земля на пригорках, и Дон сразу же менялся. Спокойно, неторопливо тек он среди песчаных кос и отмелей, омывая подножья белых меловых холмов, дробясь на рукава в широких займищах. Даже небольшие пароходы не могли плавать в среднем течении реки. В низовьях Дона постоянно работали землечерпательные машины, еле успевая углублять перекаты и мели, которые громоздила река. А ведь Дон пересекает важные в экономическом отношении районы, нуждающиеся в том, чтобы их обслуживал бесперебойно действующий всю навигацию водный транспорт.

Без серьезного изменения водного режима Дон не мог стать для крупных судов транзитным путем между Волжским бассейном и Черным морем. Поэтому строительство Волго-Донского канала и реконструкция реки представляла единый комплекс работ. Разумное распределение водого богатства Дона осуществляется теперь с помощью запертой плотиной Цимлянского моря. Верховья Дона остались в стороне от большой водной дороги.

Дон впадает в Таганрогский залив Азовского моря, образуя дельту площадью 340 кв. км. На значительном протяжении долина реки следует крутому восточному краю Среднерусской возвышенности. Малые уклоны в низовьях обеспечивают очень медленное течение. Главные притоки: Хопер, Медведица, Сал, Северский Донец. На Дону - Цимлянская ГЭС и водохранилище, Николаевский, Константиновский и Кочетковский гидроузлы. Судоходство - от устья р. Сосна (1604 км), регулярное судоходство - от города Георгиу-Деж (1355 км). В бассейне Дона - заповедник Галичья гора. Крупнейшие города: Георгиу-Деж, Калач-на-Дону, Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск.

Озера Северо - Запада

  • Ладожское озеро
  • Онежское озеро
  • Белое озеро

Каналы - Искусственные водные пути в России и за Рубежом

Беломоро-Балтийский канал, сокративший путь из Белого моря в Балтийское в 4 раза;

Канал имени Москвы, давший столице глубоководный выход на Волгу и сокративший на 1000 км водный путь к городам Северо-Запада;

Волго-Донской канал, связавший Волгу с Черным и Азовским морями;

Волго-Балтийский канал - глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн, благодаря ему суда от Волги к Санкт-Петербургу затрачивают не 18, а 2.5 суток.

Если Вам понравился какой-либо маршрут - Вы можете выбрать маршрут его плавания и забронировать путевку.

Желаем Вам приятного путешествия!

Формы оплаты круиза на теплоходе (путевки или билета):

  • Наличный расчет для частных лиц (физических лиц). Оплата наличными за путевки принимается в офисе фирмы.
  • Безналичный расчет для организаций и частных лиц. Все путевки Вы можете приобрести оплатив их безналичным путем через банк или Сбербанк.

Внутренние водные пути России являются важнейшей частью инфраструктуры государства, обеспечивающей транспортные связи 68 субъектов Российской Федерации, а также экспортно-импортные перевозки в прямом водном сообщении в 670 портов 45 стран Европы, Азии и Африки. Особенно велико их значение для хозяйственной и культурной жизни Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Судоходные водные пути – это внутренние водные пути, используемые для судоходства и сплава леса. Они подразделяются на естественные (внутренние моря, озера и реки) и искусственные (шлюзованные реки, судоходные каналы, искусственные моря и водохранилища). Выделяются магистральные водные пути, обслуживающие международные перевозки и перевозки между крупными районами внутри страны, а также местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Протяженность судоходных водных путей России в настоящее время составляет 101.6 тыс. км, в том числе 16,7 тыс. км искусственных водных путей. На них расположены более 700 гидротехнических сооружений различного назначения, в том числе 110 судоходных шлюзов, насосные станции, гидроэлектростанции, плотины, дамбы, водосбросы и водоспуски.

Россия первой из стран Европы завершила в 1975 г. процесс создания Единой глубоководной системы путей страны и континента в целом, связавшей судоходными путями все омывающие Европу моря (рис. 1.1). Это стало возможным благодаря строительству уникальных межбассейновых соединений: Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала, канала имени Москвы, Волго-Балтийского водного пути, а также каскада гидроузлов на Волге, Каме и Дону.

В дореволюционной России перевозки грузов и пассажиров осуществлялись, в основном, по рекам Европейской части страны, поэтому сов

Рис. 1.1. Единая глубоководная система

Европейской части Российской Федерации

ершенствование водных путей началось именно в этом водном бассейне.

Еще в начале 18-19 вв. на месте бывших ""волоков"" были построены первые искусственные водные системы, такие как: Вышневолоцкая (1709 г.), Мариинская (1810 г.) и Тихвинская (1811 г.). В 1913 г. протяженность судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов по ним достигали 49,1 млн. т, а число перевезенных пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части России. Реки Сибири и Дальнего Востока для судоходства почти не использовались. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял всего 6 процентов от общего грузооборота в России.

В ходе развития внутренних водных путей в нашей стране можно выделить четыре характерных этапа. В силу неравномерности развития по разным причинам каждый конкретный водный путь или его часть в настоящее время находится на каком- либо из этих этапов.

На первом этапе происходит первоначальное становление водного пути, вызываемое потребностями развития торговли, расширения местных сообщений и т.п. На этом этапе водный путь используется в естественном состоянии после проведения необходимых работ (руслоочищение, установка предупреждающих знаков и др.).

Наступление второго этапа характеризуется тем, что водные пути становятся предметом заботы государства. В отдельных местах, сдерживающих развитие экономики и торговли, создаются искусственные водные пути – шлюзованные реки, судоходные каналы и водохранилища. На свободных реках систематически проводятся выправительные и дноуглубительные работы с целью обеспечения необходимых габаритов судового хода.

Третий этап развития водных путей связан с комплексным изучением возможностей их коренного улучшения в отдельных регионах и в стране в целом, разработкой необходимых проектов и планомерной реализацией гидротехнических комплексов.

В годы первых пятилеток были начаты грандиозные работы по реконструкции внутренних водных путей. С вводом в эксплуатацию в 1926 г. Волховского гидроузла значительно улучшились условия плавания судов по Волхову. Высоконапорной плотиной Днепрогэс был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всем протяжении. Ввод в эксплуатацию в 1933 г. первого гидроузла на реке Свирь позволил увеличить глубину в ее нижнем течении, а в результате строительства Беломорско-Балтийского канала стало возможным прямое водное сообщение между Белым и Балтийским морями.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию Единой глубоководной сети Европейской части СССР. На Волге сооружен каскад гидроузлов и водохранилищ, первый из них – Иваньковский – вступил в эксплуатацию вместе с каналом им. Москвы. В 1952 г. было завершено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В.И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части России – Урал, Поволжье, Центр – с Донбассом и Югом. В 1955 г. на Волге вступили в строй два крупнейших гидроузла, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м.

Ввод в эксплуатацию в 1957 г. первого гидроузла на Каме, выше Перми, способствовал дальнейшему увеличению судоходства на реке. В 1964 г. введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище, в том же году завершена реконструкция Волго-Балтийского водного пути им. В.И. Ленина, обеспечившего надежную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада России. Строительство Беломорско-Балтийского канала, Волго-Донского канала и Волго-Балтийского водного пути позволило соединить моря, омывающие Европейскую часть России, внутренними глубоководными речными магистралями и образовать единую транспортную систему. Протяженность Единой глубоководной системы составляет 6.5 тыс . километров с гарантированной глубиной 400/360 см . На водных путях ЕГС можно эксплуатировать суда грузоподъемностью до 5 тыс. тонн .

В 50-60-е годы развернулось строительство гидроузлов на восточных реках Сибири. Были построены Иркутская и Братская гидроэлектростанции на Ангаре, Новосибирская на Оби, Бухтарминская и Усть-Каменогорская на Иртыше, Красноярская на Енисее. Благодаря созданию водохранилищ, мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путем с портами Европейской части страны.

В структуре грузооборота речного транспорта преобладают перевозки сыпучих минерально-строительных грузов, леса, нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна, овощей и фруктов. За период с 1940 по 1990 годы протяженность эксплуатируемых водных путей возросла почти в 1.5 раза , а грузооборот увеличился в 6.5 раз . Максимальный объем перевозок на внутреннем водном транспорте был отмечен в 1988 г . и составлял более 580 миллионов тонн .

В последнее десятилетие XIX века в ходе экономических преобразований в стране показатели работы речного транспорта значительно снизились и в середине 90-х годов объемы перевозок достигли величины порядка 100 млн. тонн . В начале нового столетия ситуация в отрасли начала стабилизироваться и наметилась положительная динамика в развитии внутреннего водного транспорта. В 2007 году речным флотом было перевезено 153.4 млн. тонн грузов , а перевозки пассажиров составили 21 млн. человек .

Реки и озера с древних времен используются для транспортных целей. Река Волхов входила в состав водного пути “из варяг в греки” (XI — XII вв.). Первой искусственной системой в России, соединяющей Балтийское море с Волгой, является Вышневолоцкая водная система. Издавна используются для судоходства реки Нева и Свирь. Для соединения бассейна Балтийского моря с бассейном Волги были построены три искусственные водные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская и Марининская.

Вышневолоцкая водная система — самый древний искусственный водный путь в России, который соединил Петербург с бассейном Волги — поставщиком сырья и продовольствия для русской столицы. Водная система была построена в 1703-1709 гг. В состав системы входят: приток Волги — р.Тверца, Вышневолоцкий водораздельный канал, р. Цна, оз. Мстино, р. Мста, Сиверсов и Вишерский каналы (минуя оз. ), р.Волхов, обводной Ладожский канал и р. Нева.

Проект реконструкции Вышневолоцкого водного пути, производившейся в 1719-1722 гг., был выполнен гидротехником-самоучкой Михаилом Сердюковым и предусматривал устранение маловодности рек Тверцы и Цны путем сооружения водохранилища на водоразделе. В дальнейшем были улучшены судоходные условия р.Тверцы, на р. Мсте расчищены пороги, построены обводной Сиверсов канал из р.Мсты в р.Волхов (в обход оз. Ильмень).

Тихвинская водная система построена в 1811 г. Система начинается у Рыбинского водохранилища, проходит по рекам Мологе, Чагодице и ее притоку Соминке, Сяси, по Ладожскому обводному каналу и р. Неве. Тихвинская система в настоящее время не имеет большого транзитного значения ввиду малых глубин на реках. Используется только для прохода малотоннажных судов.

Марининская водная система построена в 1801 г. Сооружение этого пути было вызвано выходом России к в начале XVIII века. Водный путь включал свободные и шлюзованные реки и озера, а также соединительный канал: р.Шексну Белозерский канал, р.Вытегру, Онежский канал, р.Свирь, Ладожский канал, р. Неву. Водный путь имел большое количество шлюзов (39) и был пригоден только для судов с малой осадкой. Марининская водная система просуществует более полутора веков. Но со временем не могла обеспечить потребность народного хозяйства. Поэтому в 1959-1964 гг. была проведена полная реконструкция бывшей Марининской системы и создана новая глубоководная Волго- магистраль. Протяженность трассы Волго-Балта (от Череповца до Вычегды) составляет 361 км. Кулой-Пинежский канал был построен в 1928 г., он соединил р.Кулой с р.Пинегой. Длина канала 6,5 км. Канал расположен в низкой и заболоченной местности и состоит из углубленных озер, соединенных между собой этим каналом. Реконструированный глубоководный путь позволяет вести бесперевалочную грузов между портами пяти морей — , Балтийского, и . Три искусственных водных пути соединяют Балтику с : Березинский, Днепро-Неманский и Днепровско-Бугский. Березинская водная система соединяет Западную Двину с притоком Березиной. Работы по строительству соединительного канала были начаты в 1767 г., и в 1805 г. путь был открыт. В его состав входят р.Березина, Сергучский канал, р.Сергуть, оз. Плавно, водораздельный канал, оз. Бережта, р.Бережта, Верейский канал, реки Эсса, Улла, . В настоящее время водная система имеет местное значение и не пригодна для сквозного судоходства. Днепро-Неманский водный путь построен в 1770-1784 гг. и много раз перестраивался. В состав водной системы входят: р.Припять, р.Ясельда (приток Припяти), Огинский канал, р.Шара, р.Неман. В настоящее время водная система также имеет местное значение. Днепровско-Бугский водный путь проходит по р. Припяти, р.Пине (приток Припяти), Днепро-Бугскому каналу, р.Мухавец (приток Западного Буга), р.Западному Бугу. Работы по строительству Днепро-Бугского канала были начаты в 1775 г., но через некоторое время приостановлены. Основные работы по его сооружению были выполнены в 1846-1848 г.г. Движение судов осуществлялось в период весеннего половодья. Во время Великой Отечественной войны канал был разрушен. Восстановление и реконструкция шлюзов выполнены в течение 1945-1946 гг. Построено 10 новых шлюзов большего размера вместо старых 22. Но и в настоящее время канал для пропуска крупнотоннажных судов не пригоден.

В центральных и южных районах России в транспортных целях реки стали использоваться издавна. Речные пути сыграли значительную роль в расширении и укреплении русского государства. Они способствовали превращению России в великую мировую державу. Первые пароходы на появились в 1817 г., а на Днепре — в 1823 г. Для повышения эффективности использования водных путей в транспортных целях предусматривалось соединение отдельных речных систем в единую водно-транспортную систему Европейской территории. Сооружение такой глубоководной транспортной системы опирается на Волжско-Камскую магистраль, соединение ее с Волго-Балтийским и искусственными водными путями, а также канала им. Москвы и на Днепровскую магистраль. Общее протяжение всей этой системы составляет около 11,5 тыс. км. Длина только Волжско-Камской составляет 5900 тыс. км, Днепровской — с соединительными каналами — 1600 км. Важнейшим звеном единой воднотранспортной системы являются Волжско-Камско-Донской бассейны, соединяющие южные моря Черное, и с северным Белым и Балтийским. Главной транспортной водной артерией является великая русская река Волга, на которой построено девять крупных гидроузлов с судоходными шлюзами. В 1931-1932 гг. (за 20 месяцев) был построен Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое и Балтийское моря. Он имеет большое народнохозяйственное значение, так как значительно сократил расстояние между портами Белого моря с сетью водных путей бассейна через и Волго-Балтийский водный путь. В состав водного пути входит р. Нева, р.Свирь, Онежское озеро до г.Беломорска на . На всем пути построено 128 гидротехнических сооружений: 19 шлюзов, 15 плотин, 12 водоспусков, 49 дамб и др. На юге северо-западного озерного района находится Сайменский канал, соединяющий озеро Сайма () с Балтийским морем. Он был построен в 1845-1856 гг. Вдоль южных берегов и озер построены обводные каналы для обхода больших водных поверхностей, на которых часто наблюдаются сильные волнения, затрудняющие плавания по этим озерам. Протяженность Беломорско-Балтийского канала 327 км.

Волго-Северодвинский водный путь . Этот водный путь построен в 1828 г. для соединения Северной Двины с Волгой. В состав соединения входят р.Сухона, оз. Кубенское, р.Парозовица, затем система проходит по ряду мелких озер, рек и каналов — водораздельный бьеф — к реке Шексне. Протяженность водной системы 135 км. На ней сооружено 8 плотин, 7 шлюзов, глубина канала более 2 м. Канал им. Москвы, открытый в июле 1937 г., является одним из крупнейших в мире . Канал начинается у Иванькова, где на Волге создано (Московское море). Отсюда канал длиной 128 км проходит через холмистую Клинско-Дмитровскую гряду (на г.Дмитров и Яхрома), идет вдоль долины р.Черной, пересекает р. Учу, опускается в долину р.Клязьма и, прорезав водораздел рек Клязьмы и Химки, входит в Москва-реку. Кроме Иваньковского построено несколько более мелких водохранилищ: Икшинское, Учинское, Химкинское, Клязьменское и др. Подпор от Иваньковского водохранилища распространяется от г.Тверь на расстояние около 120 км. На канале построено 200 сооружений, среди них крупнейшие шлюзы, плотины, гидроэнергостанции, мощные насосные станции, мосты, Химкинский речной вокзал и др. Сооружение канала им. Москвы разрешило задачу снабжения г.Москвы волжской водой и обводнения р.Москвы. Канал им.Москвы значительно сократил длину водного пути из Петербурга в Москву.

Волго-Донской судоходный канал им.В.И.Ленина — комплекс гидротехнических сооружений, состоящий из Волго-Донского судоходного канала и Цимлянского водохранилища и гидроузла. Общее протяжение Волго-Донского водного пути от г.Ростова-на- до г. — 540 км, из них 101 км — длина Волго-Донского канала. С открытием движения по каналу, связавшему два крупных речных бассейна, Москва стала портом пяти морей. Трасса канала начинается в Сарептском затоне у г. Красноармейска на Волге и заканчивается у г. Калача на Дону. На трассе канала сооружены три плотины и 13 шлюзов, из них 9 — на волжском склоне, по которым суда поднимаются к водоразделу на высоту 88 м и над уровнем воды в Волге, и 4 — на донском — здесь суда опускаются на 44 м к Дону.

Канал Северский Донец - Донбасс открыт для эксплуатации в 1957 г. Его протяженность 125 км, пропускная способность около 2 млн. м 3 воды в сутки. С постройкой канала решена проблема водоснабжения крупных промышленных городов Донбасса: Донецка, Макеевки, Енакиево, Горловки, Артемовска и др., а также орошения значительной части земель для выращивания овощей и развития . Кроме того, улучшено обводнение некоторых рек Донбасса. Чтобы не обмелел Северский Донец, на его левобережном притоке Осколе построено Красно-Оскольское водохранилище объемом более 0,5 млн. км 3 .

На Северном Кавказе общее количество рек достигает 23518 общей протяженностью 88651 км. Общее количество озер, водохранилищ, лиманов достигает 2715, площадью 3073 км2, что составляет 1,3% территории. Они имеют очень большое народнохозяйственное значение. В засушливых районах Предкавказья, Ставропольской возвышенности и Прикаспии воды рек и озер используются для орошения больших площадей ценных сельскохозяйственных культур: зерновых, овощей, риса, лекарственных растений, табака, чая. Многоводные реки Кубань и Терек со своими притоками обладают большими запасами гидравлической энергии, нижние участки используются для воднотранспортного сообщения. На Северном Кавказе введены в действие: Кубано-Егорлынская, Кубань-Калаусская, Мало-Кабардинская, Самур-Дивиченская и Самур-Дербентская, Терско-Кумская и др. обводнительно- , что позволило орошать более 10 млн.га засушливых земель и более 12 млн.га пастбищ. В 1948 г. сооружен Невинномысский канал, а также крупные водохранилища на реках: Западный и Восточный Маныч (Пролетарское, Варваровское, Веселовское), Кубани и ее притоков (Краснодарское), Терек и его притоках, Сулак и Самур. На реках Северного построено более 120 сельских ГЭС. Среди них: Невинномысская, Баксанская, Гизель-Донская, Гергебильская, Чир-Юртовская, Чиркейская, Беканская и другие. В 1960 г. завершилось строительство Терско-Кумского канала. Длина Канала 150 км, пропускная способность составляет около 100 м 3 /с. Кроме того, в бассейне Терека большого развития достигло строительство мелиоративных и ирригационных систем и каналов: Цалыкский обводнительный, Дигорский, система Терских каналов, Мамек-Кабардинский и др. В бассейне р.Самур построены Самур-Дивиченский и Самур-Дербентский каналы, позволившие оросить 75 тыс. га засушливых земель.

Велико и разнообразно хозяйственное значение рек Урала и Приуралья, хотя их роль в судоходстве и не столь велика. Запасы гидроэнергии Уральских рек ниже средних показателей страны. Среднегодовая мощность рек Урала около 3,5 млн. кВт. Наиболее богат гироэнергией бассейн Камы. Здесь построен ряд крупных гидроэлектростанций. Среди них Камская и Воткинская ГЭС. Крупнейшее водохранилище Камской ГЭС протянулось на 220 км. ГЭС значительной мощности сооружена на реке Уфе. Несмотря на обилие рек Урала, только немногие из них пригодны для судоходства. Это прежде всего: Кама, Белая, Уфа и Вишера. В Зауралье суда ходят по Тоболу, Тавде, а в высокие воды — по Сосве, Лозьве и Туре. Для мелкосидящих судов судоходен и Урал ниже г. Оренбурга.

Для улучшения водоснабжения издавна на реках Урала строили пруды и водохранилища. Это — Верхне-Исетский и Городской пруды в электроэнергию. Сооружены также крупные водохранилища, гигантский канал -Караганда, длиной в 500 км, с расходом воды в 75 м 3 /с. Иртышская вода насосными станциями поднимаются на высоту в 475 м.

Особо крупные речные системы и отличаются наибольшими запасами гидроэлектроэнергии и протяженностью водных магистралей. И не случайно здесь сооружены крупнейшие гидроэлектростанции в мире. Среди них каскад на : Иркутская (660 тыс. кВт), Усть-Илимская (4,5 млн. кВт), Красноярская ГЭС (6,1 млн. кВт), Саяно-Шушенская ГЭС, на р. — Вилюйская ГЭС и Мамаканская ГЭС в бассейне р. Лены. Гидроэнергоресурсы Лены — 30 — 40 млн. кВт.

К важнейшим проблемам использования водных объектов относятся проблемы борьбы с наводнениями. Это прежде всего катастрофические наводнения, вызываемые продолжительными летними муссонными ливнями. Так, на р. Зее в 1953 г. было отмечено катастрофическое , когда уровень воды повысился на 9 м, а река в устьевой части разлилась на 60 км. В это же время ширина в районе доходила до 100 км, хотя уровень воды повысился всего на 2-3 м. В целях предотвращения таких катастрофических наводнений на р.Зее сооружено водохранилище и построена Зейская ГЭС.

Реки Дальнего Востока, в частности Амур с притоками, обладают колоссальными запасами гидроэлектроэнергии, занимая пятое место в России после Оби, Енисея, Ангары и Лены.

На Камчатке наиболее значительными энергоресурсами обладают реки: Кроноцкая и . Кроме того, Камчатский край богат еще и термальными гидроэнергоресурсами. Так, на базе Паужетских горячих источников сооружена первая очередь Паужетской гидротермальной электростанции, мощностью в 5400 кВт. Спроектировано строительство еще более мощной гидротермальной электростанции на базе этих горячих источников. Суммарная установленная мощность ГЭС в бассейне р. Амур с притоками Зея, Бурея достигает 12 млн. кВт. Назрела необходимость строительства новых водных путей для улучшения судоходства в бассейне Амура. Речные системы Дальнего Востока играют чрезвычайно важную роль в развитии , являясь нерестилищами ценных лососевых рыб.

Рыболовные места