Связь современной географии с другими науками источники. Связи рекреационной географии с другими науками. Науки, изучающие природу

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои веще­ства, которые в совокупности образуют географическую оболочку. Слово «география » произошло от греч. ge – «земля» и «grapho» – пишу.

География (греч. – «землеописание») – наука, изучающая поверхность Земли, облегающие и подстилающие ее слои вещества, которые в совокупности образуют географическую оболочку.

Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Рис. 1. Изучение поверхности земли

География – одна из древнейших и основных наук.

Уже в 3 тыс. до н. э. в Древнем Египте снаряжались экспедиции в центр Африки, по Средиземному и Красному морям. Расселение народов, войны и торговля расширяли знания людей об окружающих пространствах, вырабатывали навыки ориентирования по Солнцу, Луне и звездам. Зависимость земледелия и скотоводства от разливов рек и других периодических природных явлений определила появление календаря.

В 3-2 тысячелетии до н. э. представители Хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана) открыли муссоны. Элементы географии содержат священные древнеиндийские книги: в «Ведах» целая глава посвящена космологии, в «Махабхарате» можно найти перечень океанов, гор, рек.

Ныне нет ни одного места на Земле, о котором бы человек не знал.

Ветви географии

Объект изучения географии – законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. Географию подразделяют на две (физическую и экономическую) или три (физическую, экономическую и социальную) ветви. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

Рис. 2. Основные ветви географии

Экономическая (или социально-экономическая) география изучает население и его хозяйственную деятельность.

Физическая география и ее значение

В составе физической географии есть три основных науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы, и палеогеография. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, метеорология, гидрология (изучение водных объектов), гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов). А на стыке с другими науками образовались такие новые направления физической географии, как медицинская география, инженерная география. Физическая география изучает природные явления, объекты природы.

Физическая география тесно связана с другими географическими науками – картографией, страноведением, исторической географией, социально-экономической географией.

Значение физической географии

1. Описание природы.

2. Разъяснение особенностей природы.

3. Предвидение возможных изменений в связи с вмешательством в природу человека.

Что изучают в начальном курсе физической географии

В процессе изучения курса начальной физической географии формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.

В структурном соотношении курс географии 6 класса состоит из четырех разделов:

1. «Виды изображений поверхности Земли – план и карта».

2. «Земные оболочки: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера».

3. «Население Земли».

4. «Влияние природы на жизнь человека».

Рис. 3. Оболочки Земли

В процессе изучения курса начальной физической географии вы научитесь работать с планом и картой, обобщать собранный материал, определять местонахождение географических объектов на Земле.

Список литературы

Основная

1. Начальный курс географии: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с.

2. География. 6 кл.: атлас. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2011. – 32 с.

3. География. 6 кл.: атлас. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, ДИК, 2013. – 32 с.

4. География. 6 кл.: конт. карты. – М.: ДИК, Дрофа, 2012. – 16 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А.П. Горкин. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 624 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

4. Электронная версия журнала География ().

Связь географии с другими науками изменялася с течением времени. В далеком прошлом географы-путешественники, которые собирали материалы о природе, населении, хозяйстве новых территорий, содействовали этим формированию ботаники, зоологии, геологии, климатологии, этнографии и др. В итоге усилились обратные влияния и возникли геоморфология, биогеография, историческая география и др. В дальнейшем контакты географии с другими науками все больше расширялись.

В наше время в связи с прогрессирующим усложнением системы научного знания и географии в целом, каждая географическая дисциплина отдельно взаимодействуют с большим количеством разнообразных касательных наук. Общее число таких "контактных" дисциплин, наверное, достигает около ста. Поэтому создать своеобразную модель подобной взаимосвязи практически невозможно.

Какими бы не были взгляды географов, они, однако, всегда испытывали влияние методологических установок, которые производятся в смежных науках. Иногда эти влияния были достаточно конкретизированными. В другие периоды казалось, что географы едва улавливают отголосок идей данного времени, работая в относительной академической изоляции.

В целом можно выделить три источника влияний. Первый из них - это естественные науки, где физика выдвинулась на первое место относительно разработки наиболее убедительной парадигмы научного объяснения. Второй - социология и близкие к ней науки, хотя связь с ними менее определена. Третий - история, которая оказала существенное влияние на мышление географов.

Следует подчеркнуть большую мобильность зоны контакта географии, геологии и биологии, связанную с тем, что экологическая ситуация на Земле постоянно изменяется, а методы её изучения совершенствуются. Поэтому можно в будущем ожидать формирования новых направлений научного поиска.

Природа в пределах географической оболочки Земли организована по меньшей мере на трех уровнях одновременно: комплексном, компонентном и элементарном. О первых двух речь шла выше. Последний - уровень организации самых простых объектов (материальных тел и процессов), из которых в конечном итоге формируется не только вещественная энергетическая основа комплексов и компонентов географической оболочки Земли, но и вообще всех материальных объектов нашей планеты в целом, а может и более широкий класс объектов. Понятно, что элементарный уровень организации этих объектов - предмет исследования всех фундаментальных естественных наук, в том числе тех, которые конкретизируют исследуемую ими закономерность относительно специфических условий нашей планеты - геология, геохимия, геофизика, биология и тому подобное.

Физико-географ не безразлично относится к знаниям о материальных объектах природы на элементарном уровне их организации. Связь же физической географии с естественными науками, как справедливо отметил А. Д. Плахотник (1994), пролегает через компонентные физико-географические науки, а именно - их общие направления (общая гидрология, общая геоморфология и др.).

Когда пытаются исследовать один из компонентов природной среды в составе географической оболочки, то знание об этом объекте на элементарном уровне его организации, составляя предмет изучения общего направления соответствующей компонентной физико-географической науки, является неотъемлемой частью физико-географического изучения данного объекта. В то же время имеют место попытки изучать тот же объект на элементарном уровне представителями других естественных наук. В отличие от физико-географа, который проектирует взаимосвязь определенного компонента как бы "от себя", в неразрывной взаимосвязи со всеми другими компонентами географической оболочки, ученый из другой научной отрасли пытается как можно глубже проникнуть в закономерности функционирования и развития объекта природы, который его интересует. Другими словами, он исследует последний не как сам по себе, а "на себя" - во всех взаимосвязанных между собой все более мелких функциях.

География обогащает социальные науки новыми материалами и идеями. Изучение конкретных проявлений взаимодействия общества и природы, как на региональном, так и на глобальном уровне имеет общеметодологическое значение, хотя географам и будет принадлежать главная роль в исследовании. Геометод при этом рассматривается философом Б. М. Кедровим как методологическая роль географии.

Учитывая историческую ретроспективу и актуальные направления развития географической науки, к сказанному выше прибавим следующее. Прежде всего заметим, что в географии всегда первостепенной была проблема взаимодействия методов при изучении Земли и взаимосвязей с другими науками. Между тем границы с касательными дисциплинами в XIX- в начале XX ст. оставались в известной мере размытыми. Во многих странах физико-географы работали на кафедрах геологии и наоборот. Так, знаменитый украинский геолог П. А. Тутковський (см. выше) в свое время объединял кафедру географии и этнографии в Киевском университете. В Германии известные своими капитальными географическими трудами О. Гумбольдт, К. Риттер,

Ф. Рихтгофен прежде всего были высокопрофессиональными геологами, а Ф. Ратцель пришел в географию после разведок почвы в отрасли геологии и биологии. В Англии труды известных геологов А. Е. Трюмена, О. Т. Джонса, Дж. К. Уарлсуорта, А. Вуда существенным образом повлияли на развитие физической географии и геоморфологии.

Геоморфология испытала наибольшее влияние со стороны геологии, а затем и геофизики. Развитию геоморфологии непосредственно содействовали достижения в руслах геологической съемки и картографирования, стратиграфической геологии кайнозоя. Это особенно отразилось в основополагающих трудах известного американского ученого В. М. Девиса, его учении об эрозийных циклах.

Большое значение имело проникновение методов естественных наук в физическую географию на протяжении 50-70-х годов XX ст., которая ощутимо переориентировалась на основательное изучение процессов. Недостаточность достоверной информации о процессах к этому времени была осознана многими учеными. В первую очередь необходимо было получить данные относительно характера и темпов действия процессов, установить взаимосвязь между ними и факторами, которые на них влияют. В конечном итоге, замена идеографического подхода номогетическим создала благоприятные условия для количественного анализа процессов. Многие из ветвей географии уже не могли обойтись без углубленных знаний именно о процессах.

Так, понимание ледниковых форм рельефа типа каров требовало соответствующего выяснения процессов движения льда и ледниковой эрозии, а интерпретация поверхностей выравнивания как результата действия абразии вызывала необходимость изучения характера и темпов развития процессов разрушения берегов.

В почвоведении интерес к процессам почвообразования и динамике почв содействовал возникновению новых представлений. Вместо изучения факторов почвообразования пришел процесуально ориентированный подход к исследованию почвенного профиля, основанный на анализе твердой и жидкостной фаз, миграции и трансформации продуктов почвообразования.

С активным проникновением в физическую географию методов и моделей физики, химии, механики, геологии, геофизики, геохимии возникла необходимость аксиологично четко выделять вклад разных специалистов в процесс проработки сугубо географических проблем. Эта проблема доныне имеет принципиально важное методологическое значение.

Что дало применение методов естественных наук в изучении географических процессов, можно в первую очередь показать на примере геоморфологии, методологический фундамент которой в достаточной степени кардинально трансформировался. В этом контексте внимание привлекает прежде всего труд Г. К. Гимберта о Западе США, в котором он не просто тривиальным образом описал естественные эрозийные процессы, но и выявил систему законов (закономерностей). Ценными являются оригинальные представления Гимберта относительно механики флювиальных процессов, перенесения обломочного материала, которые основываются на результатах модельных исследований.

Большое значение имеет труд американского исследователя Р. А. Бегнольда "Физика песков и пустынных дюн" (1941, 1959), в которой изложена основная закономерность ведущих геоморфологических процессов в пустынных поприщах. Он также оригинально объяснил формирование берегов под воздействием волновых процессов, опираясь на результаты экспериментов в искусственных водоемах.

Немалый вклад в изучение седиментационных и геоморфологичных процессов сделали шведские ученые Ф. Юльстрем и О. Сундборг. Основываясь на лабораторных опытах, они выявили любопытные зависимости между скоростью течения, размерами частиц наноса и процессами эрозии, транспорта и отложения теригенного материала.

Похвальных слов заслуживают ученые геоморфологической школы (научный руководитель А. Н. Стралер) Колумбийского университета, которые смогли целенаправленно применить в геоморфологических исследованиях основные принципы механики жидкостных сред. Это дало возможность обеспечить анализ рельефообразующих процессов как проявлений разных типов сопротивления сдвигу (гравитационному и молекулярному), оценивать широкий спектр напряжений, которые вызывают разнообразные процессы выветривания, эрозии, транспортировки и аккумуляции.

Выход в свет в США книги "Флювиальные процессы в геоморфологии" (1964) по существу знаменовал новый рубеж в развитии учения о геоморфологических процессах. В ней много в чем впервые в центре внимания очутились современные процессы и физико-химические принципы, которые лежат в их познавательной основе и дают возможность раскрывать механизмы и природу своеобразных геоморфологических процессов.

Широкое применение методов других наук в географии, активизация ее взаимодействия с касательными и более отдаленными научными отраслями, использование средств математики и информатики заострили проблему определения специфики географической науки. Между тем смещение ударений именно на исследование процессов выразительно подчеркнуло специфику географического исследования. Ведь реализация многих методов точных наук на метеорологической станции, в почвенном шурфе или на стоковой площадке дает по большей части вот такую точечную информацию. Но задание географа заключается в определении корректного применения полученных результатов на наиболее широком пространственном фоне и даже в глобальном масштабе. На протяжении последних десятилетий появилась реальная возможность осуществлять исследования именно на уровне последнего, поскольку уже собрано достаточно данных о процессах, чтобы выделить определенную пространственную закономерность в рамках отдельных стран и мира в целом. Кроме того, развивается международное сотрудничество с целью заполнения пробелов в обеспечении информацией о течении процессов в прошлом. Существенно расширились также возможности дистанционного наблюдения, что содействует определению глобальных характеристик процессов.

Своеобразная особенность взаимодействия географии с другими науками заключается в следующем. Вплоть до середины XX ст. прослеживалась самая тесная связь географии с историей. Эта связь отразилась, в частности, на многих уровнях преподавания географических дисциплин. В течении последнего времени заметно выросли связи географии с экологическим знанием, все в большей степени внимание концентрируется на взаимодействии общества с окружающей средой.

Среди теорий и идеологем, заимствуемых географией из области других наук, хоть и существенным образом трансформируемых, следует в первую очередь назвать использование биологического подхода к истолкованию географических объектов, в частности уподобление общества или страны единому организму ("органическая" теория общества Ф. Ратцеля). Модель стандартного экономического района, например, коррелирует с моделью строения атома Н. Бора. Некоторые модели разделения территориальной структуры хозяйства основываются на моделях теории строения белка. Среди идей, заимствуемых из физики, можно назвать гравитационную модель, законы распределения тока в электрическом цепи (использованные, например, во время анализа рынков как пространственной экономической системы), законы гидродинамики, использованные при анализе транспортных перевозок. Примером конкретного влияния теории относительности А. Энштейна можно назвать создание в картографии вариавалентных (переменномасштабних) проекций. Последние целенаправленно превращают изображение земной поверхности таким образом, чтобы их площадь была пропорциональной величине какого-то показателя, например численности населения, и при этом, чтоб мера их точности отвечала карте в обычной картографической проекции.

Сегодня сама логика развития географии привела к широкому целенаправленному применению математических методов и вычислительной техники с целью информатизации географического знания . Важными стимулами развития этого процесса стали, в частности, развитие космического землеведения и необходимость географического мониторинга окружающей среды, разветвление международных систем статистических служб и актуальность интеграции демографической, социально-экономической и политической информации. Это, в свою очередь, требует принципиально новых подходов к организации сбора, обработки, анализа и синтеза географической информации.

Современная информатика изучает структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, поиском, переработкой, превращением, распространением и использованием в разнообразных сферах деятельности. Неотъемлемыми составляющими информатики стали целые разделы математики, прежде всего математической статистики. Корреляционный и регрессионный анализы, факторный анализ и распознавание образов, а также немало других направлений математики используются информатикой. По мере внедрения информатики в географию выяснилась ее тесная связь с проблемами автоматизации картографии, обработки космической информации и тому подобное.

Наиболее существенным результатом информатизации географического знания становится постепенная консолидация, а в перспективе и интеграция всех географических дисциплин на базе "информационной" парадигмы. Современные исследования непременно нужно осуществлять на общенаучной базе, что непосредственно связано именно с информатикой, а через нее с математикой, кибернетикой, системным подходом, синергетикой. Базовое значение для интеграции географического знания приобретает создание банков данных и геоинформационных систем. Именно всеобщность принципов построения последних для любой территории может стать новой общей программой для всех географических дисциплин, не деформируя их научное своеобразие, отмены в объектах изучения, методологии как таковой.

Немалый опыт создания геоинформационных систем накоплен в картографии, где выстроены автоматические системы картографирования , основанные на компьютерной технике, что позволяет обрабатывать цифровые множества пространственно распределенных данных и выводить их в виде разнообразных картографических материалов. Важное значение имеет развитие специального картографического программирования и создание специализированных картографических баз данных. Переход от традиционных методик создания тематических атласов к автоматизированным приемам и процедурам - один из ярких примеров последствий проникновения информатики в картографию и географию в целом.

Картографические базы данных стали фундаментом своеобразных географических баз данных, в которых происходит постепенное накопление информации и файлов - от сугубо топографических к файлам по компонентам природной среды - геологической, метеоролого-климатической, гидрологической, глясиологической, почвенной, биотической информации. В географических базах данных, кроме обычных данных, привязанных к точкам координатной сети, можно использовать пространственные данные, которые основываются на обработке видеографической дистанционной информации.

Информатика в ряде случаев вынуждает серьезно корректировать сами методологические основы географического знания . Географические проблемы классификации, таксономии, районирование при решении их на информационной основе требуют переосмысления и последующего усовершенствования методолого-теоретического простора географии.

Новые подходы, связанные с теорией информации, системным подходом и синенергетикой привели к осознанию взаимодействующих географических процессов: пространственной самоорганизации, пространственного управления и самоуправления. В разных соединениях эти базовые процессы можно найти в любом конкретном географическом процессе - миграции населения, землепользовании, размещении производства и тому подобное.

Кстати, развитие информационных средств и методов в географии реально выявило изоляционизм ее "советской парадигмы", извращенность разделения общественной географии на "советскую" и "буржуазную", игнорирование действительно экономических категорий в советской экономической географии, когда на первый план выдвигались процессы централизованного планирования и управления. Рынок и его понятие о равновесии спроса и предложения по существу игнорировались в трудах советских географов. Это приводило к абсолютизации производства. С точки зрения физико-географа, подобное было неестественным: ведь не мог ландшафтовед сосредоточиваться на одном-двух, пусть очень важных, компонентах природы, совсем пренебрегая другими (Ю. Т. Липец, 1991).

В конечном итоге, необходимо подчеркнуть, что география - наука непременно с высоким мировоззренческим потенциалом, тесно связанная со всей системой культуры, в которой она выполняет разнообразные функции. Вся история географии - это история ее взаимосвязей с культурой в целом, наукой, техникой. География много в чем формирует общественное сознание, реализует потребности людей в условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности, для самоутверждения и развития.

Современная география по необходимости должна опираться на императив гуманитарного мышления, поэтому должна постоянно расти ее "эколого-культурная" функция. В этом контексте география тесно взаимодействует с историей культуры, изучая исторические культурные ландшафты, осуществляя анализ естественных и антропогенных процессов, которые разрушают культурные памятники и их окружение.

Особое значение приобретает историческая география как наука о взаимодействии общества и природы в историческом прошлом на конкретной территории. Исследование причинно-следственных связей дает возможность объяснить самобытность культурных традиций в пределах тех или других поприщ, их закономерное постоянство или изменчивость. Очень важным является исследование историко-географических областей - территорий, которые имеют историко-культурную целостность, которая проявляется в своеобразии экономического бытия, типах культовых и бытовых построений, фольклоре и тому подобное.

Одним словом, география и в практическом плане выступает как важный фактор культуры и мировоззрения. Посредством географии закладываются и формируются основы общественного сознания, природопользования, экономики, политики, социологии. Сегодня в мировоззренческом контексте именно география призвана поднять уровень экологического сознания людей. Ведь нехватка фундаментальных экологических знаний и вообще недостаточное их практическое использование привели и продолжают приводить к возникновению экологического кризиса, заострению противоречий и конфликтов между обществом и географической средой его жизнедеятельности.

Рекреационная география имеет широкие связи с другими науками, особенно с географической, и в первую очередь с экономической географией, географией населения, физической географией и медицинской географией.

1. Экономическая география рассматривает рекреационную деятельность, туризм, ТРС как элемент хозяйственной системы, как отрасль хозяйства, изучает влияние рекреации на территориальную структуру страны, района. Занимается районированием туризма, обосновывает емкость рекреацион­ных районов с учетом спроса и экономической эффективно­сти, определяет оптимальную степень экстенсивности, и ин­
тенсивности использования территории с точки зрения экономической целесообразности, оптимизирует территориальную организацию обслуживания в рекреационных районах,
разрешает вопросы межотраслевой «конкуренции» в районах
развития туризма.

2. География населения рассматривает влияние рекреационной деятельности на систему расселения. Известно, что туризм является значительным градообразующим фактором современности. География населения изучает рекреационные потоки - своеобразные миграции населения.

3. Физическая география занимается оценкой природных рекреационных ресурсов, определяет устойчивость природных комплексов (ландшафтов) к рекреационным нагрузкам, изу­чает такие важные свойства территориальных ггриродных комплексов, как их рекреационную комфортность и емкость, исходя из социально-экономических нормативов рекреационной деятельности. Кроме того, физическая география разрабатывает вопросы, связанные с охраной природы в связи с развитием рекреации, т. е. вопросы поддержания устойчиво­сти живой природы в условиях массового туризма.

4. Медицинская география , изучает влияние природной среды и региональных условий жизни, труда и отдыха на здоровье населения, а также географическое распростране­ние отдельных болезней. Ей принадлежит большая роль в изучении медико-биологических аспектов рекреационной дея­тельности. Особенно важна ее роль в изучении психо-физиологической комфортности отдыха и туризма, медико-биоло­гической эффективности рекреации в том или ином районе.

Изучением проблем рекреационной деятельности в раз­личных аспектах занимаются многие не географические нау­ки. Рекреационная география пользуется результатами ис­следований социологии, социальной психологии, общей пси­хологии и физиологии человека. В этом плане особенно важ­ны результаты социологических исследований по таким воп­росам, как структура использования свободного времени, объем и структура рекреационных потребностей для разных социальных и возрастных групп людей.

Рекреационная география опирается на результаты ис­следований тех разделов конкретных экономик, которые изучают потребительские ви­ды человеческой деятельности как составную часть всего об­щественного воспроизводства. Важность научного сотрудни­чества с последними обусловлена тем, что в конечном счете экономические возможности общества определяют масштабы и структуру организации рекреационной деятельности, раз­витие ее материально-технической базы, регулируют соотно­шение между рекреационными потребностями и совокупно­стью производимых рекреационных товаров и услуг.

Рекреационная геогра­фия связана с такими научно-прикладными дисципли­нами, как районная планировка, градостроительство, кото­рые в ходе районно-планировочных и градостроительно-проектных работ решают проблемы регионального планирования и организации мест отдыха. Рекреационная география вместе с другими географическими науками вооружает районных планировщиков и проектировщиков комплексом знаний о географической ситуации в конкретном проектируемом рай­оне.

Задачи современной рекреационной географии можно свести к двум главным направлениям. Первое из них - выявление закономерностей территориальной орга­низации рекреационного обслуживания как формирующейся Специфической отрасли народного хозяйства и составляющих ее различных таксономических уровней территориально-си­стемных образований. Второе направление - дальнейшая разработка рекреационной районологии: исследование усло­вий и факторов, закономерностей и признаков районообразования, обоснование таксономической системы рекреационных образований, составление программы характеристики ре­креационных районов, установления существенных призна­ков их типологии.

Разработка методики перехода от эмпирических территориальных закономерностей к нормативам - одна из наиболее перспективных и основных задач рекреационной географии.

Важная задача рекреационной географии состоит в том, чтобы дать представление о видах и формах рекреационной деятельности, о кон­кретных территориально-рекреационных системах России и зарубежных стран, т.е. удовлет­ворить познавательные запросы потенциальных рекреацион­ных мигрантов.

География для меня всегда казалась одной из первых наук на уровне с математикой и той же физикой. Её значимость ни чем не ниже и в жизни вполне может пригодиться. Но как география выделяется среди других наук и какие имеет с ними связи?

География среди наук

Известно, что любая наука связана с остальными. География - не исключение. Если углубиться в её изучение, то можно понять, что она связана с:

  • физикой;
  • медициной;
  • математикой;
  • биологией;
  • историей;
  • экологией;
  • картографией;
  • социологией и другими.

Интересно, что соотношение географии и некоторых других наук могут вызвать формирование совершенно новой дисциплины. Например, геохимии, геофизики и даже медицинской географии.


География с физикой и биологией

Можно сказать, что физика и есть искомая наука про природу. Без знаний в области физики тяжело объяснить принцип зарождения ветра, пояснить сущность давления в атмосфере или даже как происходит формирование рельефных форм ледника.

Перейду к биологии. Связь этих двух наук самая очевидная. Ведь они занимаются изучением природы. Разницей является то, что биология включает в себя изучение всего живого мира, а география занимается её абиотическими компонентами. Совокупность географии и биологии называется биогеографией. По сути, это все науки про природу, но с разными направлениями.


Географическая связь с науками

Начну с математики, она имеет очень близкие отношения с географией. Ведь никто не сможет научиться пользованию картой без простейших знаний в математике. Проявление связи этих наук заключается в расчете масштаба, определении какого-либо расстояния на карте или же рассмотрении демографических показателей и т. д.

Теперь хочу обратиться к истории. Она связана с географией экономической, а также социальной. Для изучения экономики и населения какой-то страны нельзя обойтись без истории.

Раз зашла речь об экономике, то разберу её связь с нашей наукой. Даже существует выделенная дисциплина под названием экономическая география. Она разбирает различные проблемы с размещением сил производства и также вопросы урбанизации.

Не существует ни одной абсолютно изолированной от других знаний науки. Все они тесно переплетены друг с другом. И задача любого учителя или преподавателя - максимально раскрыть эти межпредметные взаимосвязи. В этой статье мы детально рассмотрим связи географии с другими науками.

Межнаучные связи - что это такое?

Межнаучные (или межпредметные) связи - это взаимосвязи между отдельными дисциплинами. В ходе учебного процесса они должны устанавливаться учителем (преподавателем) и учащимся. Выявление таких связей обеспечивает более глубокое усвоение знаний и способствует более эффективному их применению на практике. Поэтому учителю необходимо акцентировать особое внимание на этой проблеме при изучении любой науки.

Выявление межпредметных связей - это важный фактор построения содержательной и качественной системы образования. Ведь их осознание учеником позволяет ему более глубже познать объект и задачи конкретной науки.

Науки, изучающие природу

Система наук, изучающих природу, включает в себя физику, биологию, астрономию, экологию, географию и химию. Их еще называют естественными научными дисциплинами. Пожалуй, главное место среди них принадлежит физике (ведь даже сам термин переводится как "природа").

Взаимосвязь географии с другими науками, изучающими природу, очевидна, ведь у всех у них - общий объект исследования. Но почему же тогда его изучают разные дисциплины?

Все дело в том, что знание о природе очень многогранно, оно включает множество разных сторон и аспектов. И одна наука постигнуть его и описать просто не в состоянии. Именно поэтому исторически сформировалось несколько дисциплин, которые изучают разные процессы, объекты и явления, происходящие в окружающем нас мире.

География и другие науки

Интересно, что вплоть до XVII века наука о Земле была единой и целостной. Но со временем, по мере накопления новых знаний, объект её изучения все более усложнялся и дифференцировался. Вскоре от географии откололась биология, а затем и геология. Позже еще несколько наук о Земле стали самостоятельными. В это время на основе изучения различных компонентов географической оболочки формируются и укрепляются связи географии с другими науками.

Сегодня в структуре географической науки значится не менее пятидесяти различных дисциплин. Каждая из них отличается своими методами исследований. В целом география делится на два больших раздела:

  1. Физическая география.
  2. Социально-экономическая география.

Первая изучает природные процессы и объекты, вторая - явления, которые происходят в обществе и экономике. Зачастую связь между двумя узкими дисциплинами из разных разделов учения может и вовсе не прослеживаться.

С другой стороны, связи географии с другими науками очень тесные. Так, наиболее близкими и "родными" для нее являются:

  • физика;
  • биология;
  • экология;
  • математика (в частности, геометрия);
  • история;
  • экономика;
  • химия;
  • картография;
  • медицина;
  • социология;
  • демография и другие.

Причем на стыке географии с другими науками часто могут формироваться совершенно новые дисциплины. Так, к примеру, возникла геофизика, геохимия или медицинская география.

Физика и география: связь между науками

Физика - это, по сути, и есть чистая Данный термин встречается в работах древнегреческого мыслителя Аристотеля, который жил еще в IV-III ст. до нашей эры. Именно поэтому связь географии с физикой очень тесная.

Сущность атмосферного давления, зарождение ветра или особенности формирования ледниковых форм рельефа - раскрыть все эти темы очень сложно, не прибегнув к знаниям, полученным на уроках физики. В некоторых школах даже практикуют проведение в которых органично сплетены физика и география.

Связь этих двух наук в рамках школьного образования помогает ученикам глубже познать учебный материал и конкретизировать свои знания. Кроме того, она может стать инструментом у школьников к "смежной" науке. Например, ученик, который ранее не очень ладил с физикой, может вдруг полюбить её на одном из уроков географии. В этом заключается еще один важнейший аспект и польза межпредметных связей.

Биология и география

Связь географии с биологией, пожалуй, наиболее очевидна. Обе науки изучают природу. Вот только биология концентрирует свое внимание на живых организмах (растения, животные, грибы и микроорганизмы), а география - на абиотических её компонентах (горные породы, реки, озера, климат и т. п.). Но поскольку связь между живыми и неживыми компонентами в природе очень тесная, это значит, что и данные науки априори связаны.

На стыке биологии и географии сформировалась абсолютно новая дисциплина - биогеография. Главный объект её изучения - биогеоценозы, в которых и взаимодействуют биотические и абиотические компоненты природной среды.

Эти две науки также объединяет вопрос В поисках правильного ответа на него географы и биологи консолидируют все свои усилия.

Экология и география

Эти две науки взаимосвязаны настолько тесно, что иногда предмет их исследования даже отождествляют. Решение любой экологической проблемы просто невозможно без обращения к аспектам географической науки.

Особенно прочной является связь экологии с физической географией. Она вылилась в формирование совершенно новой науки - геоэкологии. Впервые этот термин ввел Карл Тролль в 1930 годах. Это комплексная прикладная дисциплина, изучающая структуру, свойства и процессы, которые проходят в среде обитания человека, а также других живых организмов.

Одной из ключевых задач геоэкологии является поиск и разработка методов рационального природопользования, а также оценка перспектив устойчивого развития конкретных регионов или территорий.

Химия и география

Еще одна дисциплина из класса естественных наук, которая имеет довольно тесные связи с географией, - это химия. В особенности она взаимодействует с географией почв и почвоведением.

На основе этих связей возникли и развиваются новые научные отрасли. Это, в первую очередь, геохимия, гидрохимия, химия атмосферы и геохимия ландшафтов. Изучение некоторых тем географии просто невозможно без соответствующих знаний химии. Прежде всего речь идет о следующих вопросах:

  • распространение химических элементов в земной коре;
  • химическая структура почвы;
  • кислотность грунтов;
  • химический состав вод;
  • соленость океанической воды;
  • аэрозоли в атмосфере и их происхождение;
  • миграция веществ в литосфере и гидросфере.

Усвоение данного материала учащимися будет проходить более эффективно в условиях интегрированных уроков, на базе лабораторий или кабинетов химии.

Математика и география

Отношения между математикой и географией можно назвать очень близкими. Так, научить человека пользоваться географической картой или планом местности без элементарных математических знаний и навыков невозможно.

Связь математики с географией проявляется в существовании так называемых географических задач. Это задания:

  • на определение расстояний по карте;
  • на определение масштаба;
  • на вычисление высоты горы по температурным градиентам или градиентам давления;
  • на расчеты по демографическим показателям и тому подобное.

Кроме этого, география в своих исследованиях очень часто использует математические методы: статистический, корреляционный, моделирования (в том числе компьютерного) и другие. Если же говорить о экономической географии, то математику и вовсе можно смело назвать её "сводной сестрой".

Картография и география

Связь этих двух научных дисциплин ни у кого не должна вызывать ни малейших сомнений. Ведь карта - это язык географии. Без картографии эта наука просто немыслима.

Существует даже особый метод исследований - картографический. Он заключается в получении нужной для ученого информации из различных карт. Таким образом, географическая карта из обычного продукта географии превращается в источник важных сведений. Данный метод исследований применяется во многих учениях: в биологии, истории, экономике, демографии и так далее.

История и география

"История есть география во времени, а география - это история в пространстве". Эту необычайно точную мысль выразил Жан-Жак Реклю.

История связана исключительно с общественной географией (социальной и экономической). Так, при изучении населения и экономики конкретной страны нельзя обойти стороной её историю. Таким образом, юный географ априори должен в общих чертах разбираться в исторических процессах, которые протекали на определенной территории.

В последнее время в среде ученых появляются идеи о полной интеграции этих двух дисциплин. А в некоторых вузах уже давно созданы смежные специальности "История и география".

Экономика и география

География и экономика также очень близки. По сути, результатом взаимодействия между этими двумя науками стало появление совершенно новой дисциплины под названием экономическая география.

Если для экономтеории ключевым является вопрос "что и для кого производить", то экономическую географию интересует прежде всего другое: как и где производятся те или иные блага? А еще данная наука пытается выяснить, почему производство того или иного продукта налажено именно в этой (конкретной) точке страны или региона.

Экономическая география зародилась еще в середине XVIII века. Её отцом можно считать величайшего ученого М. В. Ломоносова, который ввел в обиход этот термин в 1751 году. Вначале экономическая география носила чисто описательный характер. Потом в сферу её интересов вошли проблемы размещения производственных сил и урбанизации.

На сегодняшний день экономическая география включает в себя несколько отраслевых дисциплин. Это:

  • география промышленности;
  • сельского хозяйства;
  • транспорта;
  • инфраструктуры;
  • туризма;
  • география сферы услуг.

В заключение...

Все науки связаны друг с другом в большей или меньшей степени. Связи географии с другими науками также довольно тесные. Особенно если речь идет о таких дисциплинах, как химия, биология, экономика или экология.

Одна из задач современного учителя - выявить и показать ученику межпредметные связи на конкретных примерах. Это крайне важное условие для построения качественной системы образования. Ведь от комплексности знания напрямую зависит эффективность его применения для решения практических задач.

Рыбалка на реках