План характеристики географического положения реки. Описание реки по плану

Ф.И.О.: Полякова Елена Ивановна

Должность: учитель географии

Образовательное учреждение : МКОУ «СОШ№15»

Населённый пункт : п.Светлый, Мирнинский р-н, РС(Я)

Практическая работа по географии 6 класс.

Тема: «Описание реки по физической карте России. »

Образовательная задача: формирование умения составлять описание реки по физической карте.

Источник знаний : физическая карта России.

Способы познавательной деятельности : чтение физической карты (анализ, синтез теоретических знаний и практических умений, установление пространственных ориентиров…) и описание.

Задание учащимся: Опишите реку Лена по следующему плану

1.Название реки.

2.В какой стране и в какой ее части протекает.

3.Исток реки.

4.Устье, его вид.

5..Примерная длина.

6.Примерное падение.

7.Крупные правые и левые притоки.

8.Общее направление течения.

9.Расположение бассейна реки.

10.Водоразделы с бассейнами соседних рек.

11.Характер течения.

12.Принадлежность к океаническому бассейну.

Форма представления результатов работы : письменный текст.

Учащиеся работают самостоятельно. Затем несколько учащихся зачитывают свои работы, остальные анализируют послушанные варианты. Все учащиеся при необходимости вносят коррективы в свои работы. На следующем уроке работы проверяются учителем и выставляются оценки. Также учитель проводит анализ работ.

Анализ практической работы « Описание реки по физической карте России».

Данная практическая работа:

по цели проведения- обучающая

по уровню познавательной деятельности- репродуктивная

по степени познавательной деятельности- частично самостоятельная, т. к. учащиеся работают по плану

по месту выполнения – классная

по продолжительности – 35- минутная

по источнику информации – с использованием нетекстовых источников –картографических(карты)

по форме представления результатов работы – текстовая

по форме речи – письменная

по форме проведения -индивидуальная

по ведущему способу познавательной деятельности - описательная

Опорные знания учащихся: река, речная система, исток реки, устье, его виды, речной бассейн, водораздел, притоки, падение реки, стороны горизонта, абсолютная высота, океаны, формы рельефа, равнинные и горные реки и т. д.

Опорные умения и навыки:определение направлений по карте, определение абсолютной высоты, определение длины реки и ее падения, определение характера течения реки и т. д.

В данной практической работе имеются задания, опирающиеся на:

1.понимание учащимися карты (напр., определение длины реки и направления ее течения и т. д.)

2.чтение карты, в том числе и сложного (напр. , определение характера течения, поскольку учащиеся должны определить это анализируя формы рельефа, по которым река протекает.)

Использование плана описания реки в данном случае оправдано с одной стороны тем, что это позволило оптимально использовать карту, с другой – помогло учащимся изложить

свои мысли в логии ческой последовательности.

Планируемый результат: учащиеся на основе опорных ЗУН, используя предложенный план, составят описание реки Лена по физической карте России.

Работу выполняли 20 учащихся,из них справились на «отлично» -5человек

«хорошо»-8 человек

«удовл.» -7человек

«качество»- 60%

«успеваемость» -100 % «средний балл» - 3,9

Трудности вызвали задания на определение:

Характера течения – ошибку допустили- 5человек, не определили вообще -3 человека

Левых и правых притоков,а также общего направления течения – не правильно определили – 7 человек (слабые учащиеся часто показывают реки от устья к истоку, отсюда и ошибки в определении левых и правых притоков, общего направления течения).

Образовательная задача «формирование умения составлять описание реки по физической карте» в целом выполнена – учащиеся научились свои знания, умения и навыки по разным учебным темам выстраивать в стройную логически последовательную систему описания конкретной реки.

С учащимися,допустившими ошибки, проведено дополнительное занятие в ГПД.

«Составить описание реки Лены для меня было не сложно,потому что вначале каждого урока мы повторяем по сигнальным карточкам определения. А когда изучали реки, то много выполняли заданий по физическим картам. А еще и потому, что я люблю работать с географическими картами, ведь они дают много интересной информации…»

Минякина Настя.

« …Когда я проверял свою практическую работу, то даже сам удивился какой интересный рассказ у меня получился. А раньше я этого о реке Лене не знал…»

Ковалев Влад.

«…Эта практическая работа для меня сложная. Я не смог определить характер течения реки Лена, перепутал левые и правые притоки, хоть и очень старался…»

краткое содержание других презентаций

«Самостоятельные работы по географии» - Климат Евразии. Рельеф суши. Организация самостоятельной деятельности учащихся. Определите территории. Западные регионы России. Требования к самостоятельной работе. Схемы. Реки. Знания. Примеры самостоятельных работ. Типы климатов России. Решение.

«Проекты на уроках географии» - Динамика роста численности населения. Динамика роста численности населения мира. Вулканический остров. Социально-экономическая и политическая география мира. Царство снежной Королевы. Методы обработки информации. Темпы роста численности населения стран Азии. Структура исследовательского проекта. Недостатки проектной деятельности. Классификация проектов. Ледяная страна. Грани экономики стран «третьего мира».

«Исследовательская деятельность по географии» - Трудоёмкость опыта. Что является исследовательской деятельностью. Положительная динамика индивидуальных учебных достижений учащихся. Структура работы. Мнение учащихся. Задачи опыта. Новизна опыта. Ведущая педагогическая идея. Цель опыта. Самоанализ и подведение итогов. Основные этапы исследовательской деятельности. Освоение приёма исследовательской деятельности на разных этапах. Проблемы. Продолжительность исследовательской работы.

«Проектная деятельность на уроках географии» - Рекомендации по оформлению презентации. Понятие «эндемик». Содержание проекта. История формирования территории Австралии. Типология проектов. Дидактические материалы. Ехидна - еще один шаг в эволюции млекопитающих. Аннотация. Планировать работу заранее. Австралия – чердак мира. Коала. Этапы проекта. Определение темы проекта. Географическое положение Австралии. Контекст проекта. Эвкалипт. Состав УМК.

«Практическая направленность на уроках географии» - Острова и полуострова Евразии. Атлантический океан. Требования к практическим заданиям. Острова и полуострова. Допиши в прямоугольники географические названия, которые ты знаешь. Евразия. Соответствие с требованиями программы к умениям и навыкам. На контурной карте Азии подпиши выделенные полуострова. Заполни таблицу. Очертание берегов. Африка. Индийский океан. Характеристика рек.

«Практические работы по географии» - Составление комплексного описания одной из природных зон. Развивающий аспект. Задачи и цели. Установление взаимосвязей тектонических структур. Подготовка краткого туристического проспекта. Объяснение зональной специализации. Методы, используемые в обучении. Сравнительная характеристика природы и хозяйства. Определение по глобусу географических координат точек. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа.

«Река Волга» - Волга - великая русская река. Животный мир Волги насчитывает около 580 видов. Компьютерная презентация к уроку географии 8 класс на тему: «Реки России». По образу жизни всех рыб реки можно разделить на проходных, полупроходных и жилых. Волга. Волга принимает около 200 притоков. Характеристика. Поэтому в годовом уровне реки выделяется высокое и продолжительное весеннее половодье.

«Река Сходня» - Гидрология (реки Сходни). Равнинного типа. Последние 70 лет жизнь подмосковных малых рек стала особенно тяжелой. Река Сходня. Достопримечательности (реки Сходни). За годы войны Подмосковье потеряло пятую часть своих лесов. Загрязнение рек Подмосковья. Питание преимущественно снеговое. Проект «Чистая вода».

«Река Амазонка» - Вид Амазонки из космоса. Устье: Атлантический океан. Электрический угорь. Южная Америка. Население. Географическое положение Амазонка. Кувшинка – Виктория – регия. Вид реки из самолета. Ягуар – крупнейший хищник Южной Америки. Вид сверху. Водосвинка капибара - крупнейшая в мире. Исток: слияние рек Мараньон и Укаяли.

«Берег реки» - Вьется лента голубая На солнышке искриться. Химикаты Землю отравляют, Последствия будут жестокими. Осыпает берега. И плывёт в чистые заводи… Вместе плавали, ныряли У берега купались, грелись. Серый снег Стремительно тает Грозя селевыми потоками. Высоко в горах, На чистый снег Чёрная копоть осаждается!

«Река Чусовая» - Ниже Коуровской турбазы долина Чусовой, самая красивая. Протекает Чусовая по территории трёх областей: Челябинской, Свердловской и Пермской. Лес богат ягодами и грибами. В некоторых камнях есть пещеры. Чусовая. На берегах Чусовой растут: ель, пихта, сосна, лиственница, берёза, осина. Много тетеревов, глухарей, рябчиков.

«Реки Евразии» - Впадают реки Волхов, Свирь и др., вытекает река Нева. Долина реки Енисей. Обь. Самое глубокое (до 1620 м) в мире. Расположено на высоте 456 м и окружено горами. Днепр. Самая многоводная река Российской Федерации. Площадь – 17,7 тыс. кв. км, с островами 18,1 тыс. кв. км. Начало на Валдайской возвышенности, впадает в Днепровский лиман Черного моря.


Следующий вопрос >>

Река Енисей - это природная граница между Восточной и Западной Сибирью. На левом берегу заканчиваются западносибирские равнины, а на правом начинается горная тайга. С этим связана резкая несимметричность его берегов. Правый берег выше левого больше чем в 5 раз. На протяжении своего течения от истока до устья Енисей пересекает все климатические зоны Сибири. Поэтому, в его верховьях можно встретить верблюдов, а спустившись вниз по течению к Океану – белых медведей.

Длина реки: 3 487 км, если считать от истоков Малого Енисея - то 4 102 км, от истоков Большого Енисея - 4 092 км. Длина водного пути: Идэр - Селенга - озеро Байкал - Ангара - Енисей составляет 5075 км. С этим фактом связаны споры о том считать ли Ангару притоком Енисея или наоборот.

Площадь бассейна водосбора: 2 580 000 кв. км.

Где протекает: Река Енисей берет начало в месте слияния рек Малый Енисей и Большой Енисей. Река протекает по территории Монголии (Малый Енисей) , Тувы, Красноярского края, Таймырского автономного округа и впадает в Карское море Северного Ледовитого океана.

Главные Притоки: Ангара, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска - все три являются правыми притоками. Вообще, правые притоки Енисея доминируют над левыми как по количеству приносимой воды, так и по площади водосбора, что связано с несимметричностью берегов.

Биологические ресурсы, обитатели: в Енисее водится большое количество рыбы. Наиболее важные для рыбной промышленности это: стерлядь, нельма, муксун, осетр, белуга (наиболее часто попадается в устье и куда реже в среднем течении) .

Режим реки
На большей части Енисея наблюдается растянутое весеннее половодье, а также, характерны летние паводки. В зимний период сток сокращается, но спад уровня происходит медленно из-за зажоров (скоплений донного льда) , замедляющих течение реки.

По величине стока река занимает почетное 1-е место в России. Средний расход воды в устье - 19 800 м3/с.

Питание: большую часть воды река получает от таяния снегов и ледников, примерно 50% от общей суммы. На осадки приходится 38% и до 16% - на подземное питание, которое характерно для верховьев.

Замерзание: В верхнем течении Енисей замерзает в середине октября – начале ноября. Вскрытие происходит в середине апреля – начале мая. В нижнем течении лед держится с 1-20 октября по 10-20 июня.

Интересные факты:

1)В месте слияния Большого и Малого Енисеев расположен географический центр Азии;

2) В 2002-2007 годах был разрушен и здан в металлолом уникальный мост через реку в Красноярске, построенный еще в 1985 году. И это при том, что ЮНЕСКО назвало его «вершиной человеческой инженерной мысли» .

3) В литературе Енисей часто упоминается как символ загадочного края, каторги и ссылки.

Вот что пишет Н. А. Некрасов:

«…Луна плыла среди небес
Без блеска, без лучей,
Налево был угрюмый лес,
Направо - Енисей. …»









































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

Задачи урока:

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Загадка

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток – начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Слайд 9

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками . Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Слайд 10 -12

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

Слайд 15–16

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты.Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Литература:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «Вако», 2005.
  3. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением (С.В. Долгорукова, Л.И. Елисеева и др.) – М.: Глобус, 2008.
  4. География. 6-10 классы. Библиотека электронных наглядных пособий. Мультимедиа издание по географии для общеобразовательных учебных заведений.
  5. www.cabri-volga.org/rus/VolgaMap.html
  6. ru.picscdn.com/domain/keldysh.ru/
  7. www.ecosystema.ru/07referats/slovgeo/252.htm
  8. www.skitalets.ru/water/karelia/keret_pushkin2003
Рыбалка на реках